Сюжеты некоторых известных литературных произведений основаны на анекдотах. проведите исследовательскую работу назовите их

Сюжет определяет последовательность и взаимосвязь системы событий в литературном произведении. События разворачиваются во времени и пространстве, связаны временными или причинно-следственными отношениями и позволяют раскрыть характеры персонажей в их взаимодействии. Сюжет является важнейшим компонентом литературной формы в большинстве эпических и драматических произведений, а также в некоторых литро-эпических произведениях (балладах и лирических поэмах). Без сюжета любое произведение было композиционно хаотичным и бесформенным, механической суммой событий и фактов жизни, не связанных между собой. Для лирических произведений наличие сюжета не характерно, но в повествовательных текстах сюжет начинает быть безусловно значимым. В основе любого сюжета лежит событие, в котором участвуют персонажи литературного произведения. Событие состоит из действий, поступков, движений, взаимоотношений персонажей. Действия сопровождаются жестами, мимикой, монологами или репликами. Повествователь, рассказчик, лирический герой могут быть комментаторами событий, переживаний, высказываний, жестов персонажей в эпических и лиро-эпических произведениях.

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Литература литературных произведений

Пересказ техники дошкольного обучения

1. Литературное произведение как вербальная основа для обучения детей рассказыванию.

2. Требования к отбору произведений для обучения пересказу.

3. Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста.

4. Структура и содержание занятий по обучению детей пересказу литературных произведений.

1. Обучение детей дошкольного возраста основано на готовом тексте, который учитель задает детям. В качестве словесной основы может быть использован дидактический рассказ учителя или чаще литературное произведение. Готовый текст — это фактически модель рассказа для детей, и основным типом детского рассказа будет пересказ этого текста. В практике детского сада было обучение детей пересматривать художественные произведения.

Знакомясь с художественным произведением, дети узнают не только идею и содержание, но и структуру, форму текста. Выразительно рассказанное или прочитанное произведение оказывает сильное эмоциональное впечатление на ребенка, активизирует речевые высказывания. Дети хорошо помнят сказку про тома с повторяющимися действиями «Колобок», «Теремок», «репка», и уже в младшем дошкольном возрасте могут рассказать их почти дословно. Таким образом, дошкольники учатся строить предложения и соотносить их друг с другом, используя различные виды межфразовой коммуникации. Из сказок дети также заимствуют традиционные выражения для определения начала или конца истории. Например, «Жили-были», «в некотором царстве», «и стали они жить-поживать да добра наживать», «вот и сказке конец, а кто слушал — молодец». » Τᴀᴋᴎᴍ ϭ ᴍ, литературное творчество помогает ребенку овладеть монологической речью, способствует развитию таких качеств связной речи, как содержательность, связность, грамматическая и лексическая правильность, выразительность.

Адаптация — ϶ᴛᴏ творческое воспроизведение литературного произведения, близкое к тексту. Психологическая основа обучения детей пересказу базируется на сознательном запоминании дошкольниками текста. Особенности осознания детьми содержания и формы литературного произведения связаны с пониманием основных идей, художественных образов. Дошкольники очень эмоционально воспринимают рассказы и особенно сказки, легко «входят» в сюжетную ситуацию, могут представить себя на месте героя. Это помогает детям пересказать сюжет, передать диалог персонажей. В то же время при пересказе у дошкольников возникает ряд трудностей:

— дети умеют пересказывать неоднократно прочитанные сказки, но не всегда могут пересказать незнакомый, только что прочитанный текст;

— дети подробно пересказывают начало текста, но затем часто опускают действия или события, исключая конец;

— если в тексте много персонажей или событий, дети могут перепутать их последовательность;

— дети не могут передать диалог персонажей в косвенной речи.

По этой причине обучение дошкольников пересказу литературных произведений должно начинаться в раннем дошкольном возрасте. Учитывая зависимость отвозрастной группы, для детей ставятся разные задачи. Поэтому в младшей группе чрезвычайно важно изначально научить детей целостному восприятию текста. Важно научить детей слушать текст от начала до конца. В процессе повествования учитель не должен прерывать, останавливаться, рассматривать вместе с детьми иллюстрации или комментировать текст. Дети должны научиться следить за развитием сюжета и сопереживать героям. Во время беседы после чтения учитель предлагает детям разыграть текст. Дети осваивают совместный пересказ литературного произведения с учителем.

В среднем дошкольном возрасте задача состоит в том, чтобы научить детей самостоятельно пересказывать сначала известные, а затем новые произведения художественной литературы. В то же время дети учатся последовательно передавать развитие сюжета, диалог героев. Учите дошкольников слушать слушателей и слушать рассказы своих сверстников.

Дошкольники обучаются связному, последовательному, выразительному пересказу литературного текста без помощи взрослых. Старшие дошкольники уже могут оценивать рассказы своих сверстников, отмечая их положительные стороны и недостатки.

Обучение детей пересказу — одна из важнейших задач в развитии связной монологической речи. Она решается на специальных речевых занятиях в сочетании с другими речевыми задачами (развитие словарного запаса, формирование грамматического строя речи). Часто в конспектах занятий для детей обучение пересказу указывается как тема урока. Это методически неверно, так как тема урока должна отражать содержание, а не дидактическую задачу или тип детского рассказа.

2. Для успешного проведения уроков по обучению детей пересказу текстов важно правильно выбрать литературное произведение. Текст для пересказа выбирается из учебной программы по художественной литературе, рекомендованной для детей дошкольного возраста. Выбор текста осуществляется с учетом возрастных особенностей восприятия детьми художественных произведений и монологической речи педагога, а также уровня речевых навыков детей, целей и задач развития связной речи.

Для первого этапа обучения в младшей группе рекомендуется брать хорошо известные детям сказки с простым сюжетом. Сюжет обычно основан на повторении действия, которое совершают разные персонажи. Например, «Курочка Ряба», «Пряничный человечек». Диалоги в таких сказках просты, часто состоят из одной-двух реплик, повторяемых персонажами. Повторение повторяющихся действий способствует формированию у детей определенного типа предложений. Запоминание последовательности появления персонажей развивает логику, последовательность изложения, вырабатывает у детей умение следить за развитием сюжета.

Развитие навыков диалогической речи и элементов монологической речи в среднем дошкольном возрасте позволяет использовать для пересказа ранее неизвестные литературные произведения, которые читаются детям впервые непосредственно на уроке пересказа. Это небольшие рассказы о животных. Например, «Три медведя», «Маша и медведь». Как сюжеты, так и содержание близки к опыту ребенка. Рассказы K.D. Ушинский «Умейте ждать», Л.Н. Толстой «Огонь», «Кость». Они должны хорошо определить основные структурные компоненты текста: начало, середину, конец.

Для старших дошкольников доступны не только повествовательные истории, но и описательные, которые можно научиться пересказывать. Истории, которые дети учатся пересказывать, включают разнообразные диалоги персонажей, волшебные превращения («Гуси-лебеди», «Хвастовство кролика»). Рассказы содержат морально-этические темы. Например, L.N. Толстой «Два товарища», В.А. Осеева «Волшебное слово». Также используются рассказы-описания о природе. В них знакомые детям природные объекты и явления представлены ярко, образно, что вызывает у детей желание рассказать о них словами автора. Это, например, такие рассказы, как «Медведи» Е.И. Чарушин, «Золотой луг» М.М. Пришвин. В старшем дошкольном возрасте для обучения пересказу также используются тексты, составленные воспитателем: повседневные сообщения («Наши помощники»), рассказы о природе и жизни детей в детском саду («Аквариумные рыбки»).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, детей учат пересказывать произведения разных жанров, различные по типу и содержанию, что способствует развитию навыков связной монологической речи.

3. Методика обучения детей пересказу художественных произведений основана на анализе текста. Прежде всего, детей знакомят с литературным произведением. Учитель должен рассказывать сказки и истории, которые дети затем должны пересказывать, близко к тексту, используя слова и выражения автора. По этой причине очень важно заранее подготовиться к таким занятиям. В то же время важно обозначить речевую деятельность: «Сейчас я расскажу вам историю», «Послушайте пересказ истории». Так, дети младшего дошкольного возраста приучаются сознательно воспроизводить текст, ориентируясь на беглость речи учителя. Не менее важна выразительность речи и мимики учителя, которая также является объектом подражания для детей.

Основным методом анализа литературного произведения является беседа по содержанию. Момент перехода от повествования к беседе очень важен, чрезвычайно важно поддержать эмоциональный настрой, вызванный у детей содержанием прослушанного текста. Вы можете спросить: понравилась ли вам эта история? Что было особенно интересно для вас? Почему вы улыбнулись, когда слушали эту историю? Вопросы — основной прием беседы, но нужно помнить, что беседа — ϶ᴛᴏ исследование и доверительный разговор, обмен мнениями, чувствами. Учитель должен выразить свое отношение к содержанию, действиям персонажей и стимулировать вопросы детей по тексту: что вам было непонятно? Что вы хотите знать? Почему вы смеялись?

Вопросы учителя по содержанию призваны помочь детям понять идею произведения, мотивы поступков героев и подготовиться к пересказу. Хорошо, если вопрос сформулирован таким образом, что при ответе ребенок будет использовать слова и фразы из текста. Вопросы должны быть разнообразными по форме и содержанию. По форме различают следующие типы вопросов:

— Предлагать вопросы, на которые уже есть ответ, например, «Положить дедушку на место?»;

— Прямые вопросы, ответ на которые дается близко к тексту (что сказал волк детям?);

— Косвенные вопросы, которые могут быть заданы как варианты правильного ответа͵ например, «С кем он познакомился?»;

-проблемы поиска, направленные на установление причинно-следственных связей, мотивов поступков персонажей (почему волк первым пришел в дом бабушки?);

-Циститы и проблемы (скажите, каким голосом Медведь говорил Михаилу Потаповичу?);

— Цепочка вопросов (сначала расскажите, как баба Колобок испеклась, потом кого Колобок встретил в лесу, а потом чем закончилась сказка?)

Для детей младшего возраста чаще используется произношение и наводящие вопросы. В среднем и старшем дошкольном возрасте можно сформулировать вопросы, вопросы и проблемы, вопросы и проблемы, цепочку вопросов. Для возрастных групп используются прямые и косвенные задачи.

В содержании различаются вопросы, направленные на анализ сюжета (кто первым встретил Колобка?), характеристику персонажей (какой в этой истории зайчик?), выявление жанровых особенностей произведения (это (это сказка или рассказ?), на раскрытие представлений о языке произведения (почему луг принято называть «золотым» одуванчиком?).

Помимо разговорных задач, используется ряд приемов, помогающих детям запомнить текст, подготовиться к пересказу. Элементы драматизации позволяют детям углубить свое отношение к персонажам, почувствовать их настроение. Например, вы можете предложить детям представить, как волк стучится в дом к детям, при этом некоторые из детей изображают козу, а один ребенок — волка. Принятие вербальной модели способствует развитию воображения детей, формированию связной монологической речи. Это может быть портрет персонажа (опишите, как выглядела красная шапочка) или зарисовка сцены (в каком лесу потерялась Машенька). Постижение диалога персонажей развивает у детей выразительность речи, способность сознательно менять качества голоса в зависимости от характеристик персонажа. Разновидностью этой техники является воображаемый диалог с персонажем. Обращение ребенка к литературному персонажу и подразумеваемый ответ стимулирует словесное выражение ребенка к художественному образу, раскрепощает ребенка. Оценка действий персонажа, адресованная непосредственно самому персонажу, является более эмоциональной, осознанной и мотивированной.

Наглядные пособия (иллюстрации, игрушки, предметы, модели и диаграммы) используются для углубления понимания детьми литературного произведения. Просмотр иллюстраций после чтения или рассказа литературного произведения помогает детям глубже прочувствовать эмоции, связанные с содержанием. На основе иллюстрации можно предложить детям пересказать эпизод из текста, который изображен на картинке, или описать персонажей. Вопросы, основанные на иллюстрации, также готовят детей к пересказу литературного произведения.

В разных возрастных группах дети осваивают разные виды пересказа литературного произведения. В младшем дошкольном возрасте дети учатся составлять совместный пересказ истории с учителем. В среднем дошкольном возрасте дети учатся самостоятельно пересказывать текст от начала до конца. Важно отметить, что эти виды пересказов доступны старшим дошкольникам в виде частей, ролевых игр, игр-драматизаций и игр-драматизаций.

4. Занятия по обучению детей пересказу текстов начинают проводиться во 2-й младшей группе.

Структура урока традиционно включает три части. В первой части чрезвычайно важно заинтересовать детей темой литературного произведения, подготовить их к эмоциональному восприятию текста. Для этого используется вводная беседа. В такой беседе можно использовать обращение к личному опыту детей, ссылку на литературные произведения с теми же героями или похожим сюжетом, загадки о героях, пословицы или поговорки, отражающие основную мысль. После этого учитель представляет текст для пересказа.

Во второй (основной) части урока проводится беседа по содержанию, чтобы подготовить детей к пересказу произведения. В младшей группе после беседы по содержанию можно перейти к совместному пересказу хорошо известной детям истории. Учитель начинает говорить, а дети заканчивают. Используйте прием незаконченного предложения с интонацией завершения. Например: «Посадите дедушке … репку. Репа выросла … большая, большая. После обсуждения работы в средней и старшей группах рекомендуется еще раз рассказать текст детям. Чтобы улучшить сознательное запоминание дошкольниками произведения, перед повторением текста дайте детям установку на запоминание: «Послушайте рассказ еще раз и постарайтесь запомнить». Затем детям предлагается пересказать текст, и здесь важно мотивировать речевую активность детей, а также уточнить тип пересказа. Если в больших группах используется пересказ по частям или по ролям, очень важно договориться с детьми, кто какую часть текста пересказывает или какую роль играет. Во время пересказа детских работ учитель должен, по возможности, не прерывать речь ребенка, предлагать в случае крайней важности. Необходимо сформировать культуру слушания среди сверстников и ориентацию на слушателя среди рассказчиков. Обычно в течение урока текст пересказывается 2-4 раза, с остальными детьми крайне важно пересказывать это произведение в свободное время в процессе индивидуальной работы в течение одного-двух дней.

В третьей части урока учитель анализирует пересказ детей, обращая внимание на содержание и речевую форму высказываний детей. В старшем дошкольном учреждении дети сами участвуют в анализе. В конце урока можно провести игру или игровое упражнение для подведения итогов по теме урока или закрепления речевых навыков.

Рекомендуется закреплять навыки пересказа у детей в играх-драматизациях и играх-драматизациях по содержанию литературных произведений.

1. Дубинина, дз. М. Масяцкая-Мауленчае развитие дошкольного возраста / Дз.М. Дубина. — Минск. : «Адукция и выхаванне», 2007. — 220 с.

2. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белко. — Минск. : «Адукция и выхаванне», 2003. — 144 с.

3. Танникова, Е.Б. Придумывая сказку / Е.Б. Танникова // Ребенок в детском саду. — 2007. — № 6. — С. 69

4. Ушакова О.С. Методика развития речи дошкольников / О.С. Ушаков. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.

Читайте также

Пересказ — это осмысленное воспроизведение художественного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно задействованы мышление, память и воображение ребенка. Овладение пересказом требует целого ряда навыков, которым детей обучают специально: слушание [Читать далее].

Роль детской художественной литературы в формировании личности ребенка и развитии речи Детские книги рассматриваются как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт I. [Подробнее]

Векторно-матричная форма записи задания движения жесткого тела Матричная форма записи движения жесткого тела Перепишем соотношения (3.2.3) в матричной форме. (3.2.4) Выражение (3.2.4) является матричной формой записи движения жесткого тела. [Подробнее]

План. Способы анализа литературного произведения. 2. 2. 3. 4. Проблемно-тематический анализ как способ анализа школы. Ключевые слова: литературная концепция, основной путь анализа, читательское восприятие, путь [читать дальше].

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ИЗ РАБОТ МЕТОДИСТОВ И УЧИТЕЛЕЙ План анализа урока 1. Постановка целей урока и их реализация. 2. Тип урока. 3. Методы и приемы преподавания, их обоснованность. 4. Соблюдение основных принципов преподавания: научность и доступность.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ИЗ РАБОТ МЕТОДИСТОВ И УЧИТЕЛЕЙ План анализа урока 1. Постановка целей урока и их реализация. 2. Тип урока. 3. Методы и приемы преподавания, их обоснованность. 4. Соблюдение основных принципов преподавания: научность и доступность.

IV. Развитие воображения в процессе изучения устного фольклора. Каковы способы преобразующей деятельности воображения в сказке. Основные из них: трансформация, гиперболизация и синтетическая трансформация в форме агглютинации [читать дальше].

Методы обучения детей дошкольного возраста пересказу 1. Литературное произведение как словесная основа для обучения детей рассказыванию историй. 2. Требования к отбору произведений для обучения пересказу. 3. Методы и приемы обучения дошкольников пересказу. 4. [Подробнее]

© Copyright 2022 — Open Library — открытая библиотека образовательной информации | Все материалы на этом сайте доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0.

Источник: https://www.kompotanekdot.ru/sjuzhety-nekotoryh-izvestnyh-literaturnyh
Top